Хиос

Христианство пришло на Хиос уже в первом веке. Когда апостол Павел возвращался из своего третьего путешествия в Иерусалим, корабль с его спутниками останавливался против Хиоса. «И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса…» (Деян. 20, 15). Небходимо также сказать, что земля этого острова освящена подвигами праведных православных христиан – от святого Исидора, хиосского первомученика 3 века, — до 25 тысяч христиан, убитых турками в 1822 году.

На Хиосе очень много древних монастырей и храмов.

 

Собор святых Виктора, Мины и Винсента. В этом соборе хранится частица мощей святого Исидора Хиосского — правая бедренная кость. Святой Исидор, уроженец Александрии, был начальником одного из подразделений римской армии третьего века от Рождества Христова. Он служил в годы правления императора Диоклетиана и находился в подчинении у правителя Нумерия. Его подразделение было послано на Хиос, и там один из центурионов обвинил его в приверженности Христианскому учению. Его вызвал к себе Нумерий. На вопросы, касающиеся этого обвинения, Исидор отвечал: «Знай, о Правитель, что я почитаю Христа и поклоняюсь Его Образу; Его Одного почитаю я Богом; В Нем я полагаю все свое желание, ибо имея Его, человек ничего более не жаждет. Он — Истинный Бог, ставший ради нашего спасения Истинным Человеком, сохранив при этом все Свое Божество и оставаясь неизменным в Своей Природе и Естестве».

Разгневанный тем, что Исидор не желает публично поклониться римским богам, Нумерий приказал растянуть его на земле, привязав за руки и ноги к четырем столбам, и нещадно бичевать. Затем он был брошен в раскаленную печь, но, по воле Божией, вышел оттуда невредимым. Нумерий, рассерженный и озадаченный, велел заключить его в темницу.

Узнав о том, что случилось с сыном, отец Исидора (он был язычником) поспешил из Александрии на Хиос, чтобы просить сохранить Исидору жизнь, уверяя Нумерия, что сможет убедить его поклониться римским богам. Нумерий отдал молодого воина отцу, и тот различными доводами и лестью попытался отвратить сына от Христианства, доказать ему, что Иисус Христос был всего лишь выскочкой, возомнившим себя пророком, главой маленькой иудейской секты, казненным собственными соотечественниками, и уж конечно не тем, за кого цивилизованному римскому гражданину из Александрии стоило бы умереть. Однако Исидор не внял этим уговорам, отвечая лишь: «Если бы твой ум не был помрачен поклонением ложным богам, я бы несколькими словами показал тебе силу Того, Кто умер на Кресте, и как много благого принесла нам Его смерть».

Отец в гневе приказал привязать сына к диким коням и тащить по улицам. Протащив его по острым камням и твердой земле, мучители увидели, что молодой воин еще жив. Ему отрубили голову, после чего, как говорится в его житии, из тела его вместо крови истекло молоко. Тело бросили в поле, в пищу хищным птицам, и поставили неподалеку стражу, опасаясь, что христиане заберут его для погребения. Тем не менее, одна благочестивая христианка по имени Миропа пришла тайно ночью со своими служанками, чтобы унести тело. Солдаты уснули, а женщины прокрались мимо них и взяли тело мученика. По обычаю того времени, Миропа помазала тело Исидора благовонным веществом и тайно похоронила его.

 Правитель, обнаружив пропажу тела мученика, заковал нерадивых стражников в кандалы и велел им, таким образом скованным, отправиться на поиски тела, пригрозив, что если тело не будет найдено, им также отрубят головы. Миропа увидела на улице этих молодых солдат и почувствовала себя несчастной от мысли, что ее действия могут стать причиной их смерти. Она вышла из дома со словами: «Друзья мои, это я, когда вы спали, украла те останки, которые вы ищите». Ее отвели к Нумерию, и тот потребовал рассказать, как она осмелилась совершить такой поступок. Миропа ответила: «Я осмелилась, потому что презираю твое развращенное язычество». Разъяренный правитель приказал бить ее тяжелыми прутьями, а потом протащить за волосы по улицам города, чтобы и другие люди могли бить ее. Поздней ночью того дня, когда ее бросили в темницу, она уже была близка к смерти.

Как рассказывал узник, находившийся в темнице вместе с ней, Миропа лежала на полу, тихонько молясь, и вдруг около полуночи темницу осиял ярчайший свет, и вслед за этим появился святой Исидор в окружении ангелов. Исидор сказал: «Мир тебе: твоя молитва к Богу услышана; ты присоединишься к нам и получишь мученический венец, который уготован тебе». Когда святой Исидор закончил говорить, Миропа в последний раз вздохнула и предала душу Богу. Темница наполнилась чудным благоуханием, стража и узники были объяты благоговейным страхом. Узник, рассказавший о последних часах жизни святой Миропы, впоследствии сам стал мучеником за Христа.

 Святую Миропу похоронили рядом со святым Исидором, и более тысячи лет христиане приходили сюда поклониться этим двум мученикам. Мощей мученицы Миропы на Хиосе, к сожалению, нет. Память св. Исидора празднуется 14 мая, св. Миропы  2 декабря.

 Монастырь Неа Мони. Он был основан византийским императором Константином IX, его супругой Зоей и её сестрой Феодорой. Его строительство связано с преданием, что на этом месте три монаха  Никита, Иоанн и Иосиф нашли на ветке горящего мирта икону Богородицы. Неизвестно, откуда она появилась. Может быть, во время одного из бесчисленных пиратских набегов, ее спрятал в кусте какой-нибудь благочестивый христианин, а может быть, Сама Пресвятая Дева пожелала, чтобы эта икона чудесным образом обрелась здесь. На месте ее обретения монахи построили небольшую часовню. Это событие датируют правлением императора Михаила IV (1034-1041). После этого они посетили Константина, находившегося в ссылке на острове Лесбос, и рассказали ему о бывшем у них от иконы видении, предсказывающем, что он станет императором. В ответ он пообещал в случае исполнения пророчества построить церковь в честь Богородицы. Став императором в 1042 году, Константин исполнил обет и начал постройку монастыря. Для строительства использовался как местный материал, так и мрамор, привезённый из Константинополя. В июле 1049 года кафоликон, посвящённый Богородице, был освящён, а весь монастырский комплекс был закончен в 1055 году уже после смерти Константина. С учётом этих дат время создания мозаик Неа Мони датируют 1042-1056 годами.

Монастырь сильно пострадал в 1822 году во время «Хиосской резни», когда турки убили большинство жителей острова. В монастыре возник пожар, в ходе которого сгорел иконостас и были повреждены мозаики в восточной части кафоликона. Также пожар уничтожил монастырскую библиотеку и архив. Землетрясение 1881 года сильно повредило кафоликон и полностью уничтожило его купол, а также обратило в руины ряд других построек, включая колокольню, построенную в 1512 году. К 1952 году монашеская жизнь в Неа Мони практически угасла, и монастырь был преобразован в женский. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которую нашли подвижники преподобный Никита, Иоанн и Иосиф находится сейчас в монастыре.


Церковь святителя Макария Коринфского
. Эта церковь находится в деревне Врондадес. Святитель Макарий родился в Коринфе в 1731 году и был крещен с именем Михаил. Фамилия его была Нотарас, происходил он из той же семьи, в которой за двести лет до того появился на свет святой Герасим Кефалийский. Когда Михаил достиг совершеннолетия, его, как выходца из богатой и влиятельной семьи, поставили управляющим над несколькими деревнями. Однако он явно терпел неудачи на этом поприще и вскоре оказался в ссоре с родственниками из-за того, что занимался благотворительностью, раздавал собственность, находящуюся в его ведении. Мечтая о монашестве, он потихоньку ушел в находившийся неподалеку монастырь Мега-Спилеон и умолял настоятеля тайно постричь его. Настоятель же, опасаясь гнева его знатного и влиятельного отца, сообщил тому о действиях сына. Отец приказал Михаилу вернуться домой, но, отказался от мысли сделать из него администратора, так как по возвращении в Коринф Михаил заново открыл школу, не действовавшую в связи с отсутствием учителя.

В этой школе он безвозмездно преподавал шесть лет. Его благочестие и щедрость снискали ему такое уважение, что когда в 1764 году умер Архиепископ Коринфа, местное духовенство и миряне единогласно избрали его преемником. В то время он еще был мирянином. Он отправился в Константинополь, дабы предстать перед Священным Синодом. Там принял рукоположение в сан священника и посвящение в сан Архиепископа Коринфа с именем Макарий.

     После 1774 года архиепископ Макарий поехал на Гору Афон, где сблизился с преподобным Никодимом Святогорцем. Эта дружба продолжалась всю его жизнь.
Остаток жизни он провел на Хиосе. На Хиосе он и отошел к Господу в 1804 году в скиту святого Георгия. В этом скиту находится частица его мощей. Память святителя Макария празднуется 17 апреля.

 Церковь святого Георгия в Ресте.

Эта церковь находится рядом с деревней Врондадес. В ней хранятсямощи преподобного Никифора Хиосского. Преподобный Никифор Хиосский был духовным сыном и учеником святителя Макария Коринфского. Он родился в 1750 году в деревне Карамила в северо-восточной части острова Хиос. В детстве он тяжело заболел, и его отчаявшиеся родители дали обет в свое время отправить его в Неа Мони для принятия монашества. Он выздоровел и, повзрослев, действительно стал монахом. Он учился в знаменитой Хиосской школе, тесно связанной с монастырем Неа Мони. Его преподавателями были отец Неофит Кафсокаливитис (афонский монах, ставший директором этой школы), отец Афанасий Паросский и святитель Макарий Коринфский. Святитель Макарий оказал на преподобного Никифора самое большое влияние, а тот, в свою очередь, стал преподавателем Хиосской школы. Он принял рукоположение и впоследствии был избран настоятелем Неа Мони, но ушел с этого поста еше до окончания двухлетнего срока, так как распоряжаться и управлять собственностью монастыря ему не нравилось, а его попытки улучшить духовное состояние монастыря встречали сопротивление.

Оставив место настоятеля, преподобный Никифор незадолго до кончины святителя Макария удалился в скит на холме, рядом с селением Реста, и начал служить простым хиосским христианам, став их другом и известным в округе проповедником. Он исповедовал и утешал тех, кто приходил к нему и неустанно призывал хиосцев сажать деревья, чтобы восстановить на острове леса. Известно, что по его молитвам произошло несколько исцелений. Молясь, он благословлял болящих мощами святителя Макария, своего духовного отца. Когда ему дарили деньги, он не оставлял их себе, а тайком отдавал нуждающимся через одного ребенка, которому мог доверять. Рассказывают, что однажды в его отсутствие кто-то украл его козу, дававшую молоко. Возвратившись домой, он застал своего ученика в гневе и печали из-за потери козы. Преподобный Никифор успокоил его: «Не сердись. Этот вор, может быть, бедный человек. Коза у нас долго была, пусть теперь будет у кого-то еще». Не успел он произнести все слова утешения, как прибежал вор и со слезами признался, что зарезал козу, но мясо продать не смог. Отец Никифор легко простил ему эту кражу и сказал: «А теперь возвращайся обратно, и продашь мясо». Когда тот вернулся домой, жена сказала ему, что мясо уже продано. Преподобный Никифор скончался в 1821 году.

 Церковь святой мученицы Маркеллы. Эта церковь находится возле деревни Валисос. Святая Маркелла рано потеряла мать, жила с одним отцом и уже в детском возрасте отличалась особым благочестием и обильно творила милостыню. Когда она стала девушкой, ее отец, вероятно страдая неким видом безумия, возгорелся греховным желанием по отношению к дочери. Его домогательства пугали ее, и однажды, когда он проявил агрессию, она убежала из деревни. Он погнался за ней верхом на лошади, а она, заметив погоню, повернула обратно, помчалась к скалистому берегу и спряталась там в огромном кусте терновника. Безумец не мог вытащить ее оттуда и поджог куст, чтобы ее заставить покинуть укрытие. Спасаясь от огня, Маркелла бежала от скалы к скале вниз, к неровной береговой линии. Отец в неистовстве выхватил лук и пронзил ей стрелой бедро, но девушка в ужасе продолжала бежать, не чувствуя боли. Он преследовал ее, и когда она увидела, что он уже близко и дальше бежать бесполезно, она упала на колени и взмолилась Господу и Божией Матери, прося о том, чтобы земля разверзлась и поглотила ее. Скала, на которой она стояла, треснула, и Маркелла крепко застряла в расщелине по самую грудь. Когда родитель убедился, что вытянуть ее невозможно, он отсек ей голову и бросил в море.       Голова праведной девушки плавала на поверхности моря, излучая неземной свет, и, как гласит предание, ее взял проплывавший мимо корабль и доставил в Рим.

Берег, ставший свидетелем мученической кончины святой Маркеллы, в наше время выглядит примерно также, как в 1500 году, когда она предала свою чистую душу Богу. На том месте, где рос укрывший ее терновый куст, христиане воздвигли в ее честь храм. Пройдя вдоль берега, можно увидеть два крестапервый установлен на том месте, где святая была ранена стрелой, второй – на месте ее мученической кончины. Огромный кусок скалы, скатившийся с берегового склона, образует естественную могилу для девы-мученицы. Под этим камнем покоятся ее мощи. Верхняя часть огромного камня, под которым лежат мощи, выступает из воды приблизительно на метр. В этом камне есть маленькая узкая щель, и из нее истекает ключом теплая чистая соленая вода. Известно, что эта вода исцелила множество людей от самых различных недугов. Не ясно, откуда она течет. Родник берет начало явно не в береговых скалах, так как камень не соединен со скалами; приливы и отливы никак не влияют на святой источник. Некоторые из характерных для этих мест черных камней изменили свой цвет на красноватый, как на берегу, так и под водой. Люди говорят, что их окрашивает пролитая здесь кровь мученицы. Когда над этим местом читают молитвы на освящение воды, из глубины поднимается облако пара в виде спирали, а когда должно произойти исцеление, спираль поднимается выше. На месте мученической кончины святой Маркеллы случилось много чудес, в том числе исцеления людей при погружении в этот теплый источник. Согласно местному преданию, родник истекает из самих мощей святой, сокрытых глубоко под камнем. День памяти святой Маркеллы – 22 июля.

  Монастырь преподобной Матроны. Монастырь расположен в деревне Меса Дидима. В нем хранитсячастица мощей преподобной Матроны. Преподобная Матрона Хиосская родилась в Волиссосе и умерла примерно за сорок лет до мученической кончины святой мученицы Маркеллы. Матрона (в крещении Мария) была младшей из семи дочерей Анны и Леона Сепсинас, богатых хиосских землевладельцев и благочестивых христиан. От родителей Мария унаследовала благочестие. Она тайно покинула Волиссос в совсем еще юном возрасте и ушла в пешеру в горах возле деревни Катаварис, где в полном одиночестве вела подвижническую жизнь до тех пор, пока родители не нашли ее. По их настоянию она вернулась домой, но твердо заявила, что никогда не выйдет замуж. Ее семья поступила с ней не так, как можно было бы ожидать в подобном случае, и о чем мы привыкли читать в житийной литературе: они не стали принуждать ее к замужеству, а просто отдали ей ее приданое и разрешили делать с ним все, что заблагорассудится. Мария сразу передала свою часть земель в управление сестрам, попросив их использовать доход от этих земель и от всего ее приданого для благотворения вдовам, сиротам и бедным. Распорядившись своим состоянием, она вернулась в Катаварис и еще три года подвизалась там, встречаясь лишь с одной из своих сестер, которая приносила ей пищу. К концу третьего года почувствовала, что Бог призывает ее на послушание в одну из местных обителей. Она поступила в маленький хиосский монастырь в местечке Меса Дидима, в котором была лишь настоятельница и две ее родные дочери. Они жили монашеской жизнью в своем собственном доме, к дому была пристроена часовня. Мария приняла постриг с именем Матрона и отдала все, что оставалось от ее приданого, для постройки новых келий и расширения здания часовни. После смерти настоятельницы, Матрону избрали на ее место. Преподобная Матрона отошла к Господу 20 октября 1462 года.

 Монастырь Панагии «Помощницы». Этот монастырь был основан преподобным Анфимом (Вагианосом) в 1930 году, одним из святых, канонизированных в последнее время, духовным отцом многих жителей Хиоса. Святой Анфим родился на Хиосе, в деревне Лейвади, в крещении получил имя Аргирий. С самого рождения он был избранником и слугой Божиим. Когда он был еще крохотным младенцем, его старший брат Николай видел стоящую над ним Пресвятую Богородицу. Царица Небесная стояла в сиянии нетварного света, покрывая младенца своей мантией. Старейшие из здешних монахинь до сих пор рассказывают эту историю: Николай в последние годы жизни говорил о своем детском видении с неугасшим воодушевлением. Семья была бедной, и Аргирий не имел возможности ходить в школу, хотя и отличался сообразительностью и прилежанием. Достигнув того возраста, когда мальчиков начинают учить ремеслу, он пожелал учиться сапожному делу и потом большую часть жизни им занимался.

В возрасте восемнадцати лет юноша побывал в монастыре Неа Мони. Там он отдал монахам на реставрацию древнюю икону «Панагии Помощницы», подаренную ему матерью. В 1898 году, в возрасте 29 лет, он решил принять монашество. Отец Пахомий постриг его в рясофор с именем Анфим.

Прп. Анфим Новый

Преподобный Анфим вел жизнь молчальника, помогал престарелым родителям и работал сапожником, а заработанные деньги раздавал бедным.

Отец Анфим был горячим патриотом своей страны, и во время II Мировой войны, когда Греция была под властью немецких оккупантов, он просил сестер ежедневно читать молебный канон к Пресвятой Богородице с молитвой об освобождении родной земли от захватчиков. Он также строго запрещал впускать на территорию обители немецкие войска. Отец Анфим тихо отошел ко Господу утром 2 февраля (15-го по новому стилю) 1960 года.Мощи преподобного Анфима покоятся сейчас в монастыре. В монастыре также хранитсячудотворная икона «Панагия Помощница», которая была у него в келье. По молитвам перед этой иконой многие исцелялись от бесовской одержимости, у бесплодных женщин рождались младенцы, болящие выздоравливали.

На Хиосе следует также посетить старый лепрозорий, в котором служил преподобный Анфим. Он находится в городке Хиосе недалеко от района Лулокомио.

 

Алексей Мишин

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели