Парос

Святыни и монастыри острова Парос

 Ekatontapyliani Храм Ста Ворот (Екатонтапилиани). Изначально эта церковь, по всей видимости, называлась «Катополиани», то есть «к городу», поскольку она сначала была обращена лицом к древнему городу. Нынешнее название, Екатонтапилиани, ей дали исследователи 18 века. Вероятно, помня о знаменитых «Ста Фивейских Воротах» в Египте, они пожелали дать храму столь благородного происхождения достойное имя.

          Церковное предание повествует о том, что когда святая равноапостольная Елена отправилась в Палестину, чтобы найти там Крест Господень и вернуть христианам их святыню, ею корабль причалил к берегу острова Парос. Здесь императрица молилась в небольшом портовом храме и дала обет построить на этом месте величественную базилику в случае, если Господь благословит ее найти Крест. Прошло несколько месяцев, и ее прошение исполнилось: Крест Господень был обретен в Иерусалиме, и императрица с сыном воздвигли здесь прекрасную базилику из камня и мрамора.

          В храме имеются пять престолов: в честь святителя Николая, святых целителей бессребреников, святого Филиппа, святой Феодосии и святой Феоктисты Паросской.

          Придел святителя Николая представляет собой древнейшую часть храма, он построен в начале четвертого столетия. Как считают археологи, эта та самая церковь, в которой молилась святая Елена на пути в Палестину, отправляясь на поиски Креста Господня. В храме также находится чудотворная икона Богородицы Екатонтапилиани 5 века.

          В приделе преподобной Феоктисты Паросской, по преданию, находится первая гробница этой святой. Из короткого рассказа Симеона Метафраста мы узнаем, что святая Феоктиста родилась в селении Метимна на острове Лесбос. В 846 году она, будучи восемнадцатилетней инокиней, пришла навестить свою замужнюю сестру. В этот момент на деревню напали арабские пираты и посадили ее вместе с остальными жительницами Метимны на корабль, который плыл к берегам Африки. Разбойники намеривались продать женщин на рынке невольников. Их путь лежал мимо острова Парос, и корабль пристал к берегу в местечке Наусса, где пираты позволили пленницам ненадолго покинуть судно, чтобы оправиться от морской болезни. Молодая монахиня ухитрилась бежать от охранников и затеряться в густых лесах, покрывавших в те времена большую часть острова. Много дней она бродила по безлюдному острову. Местные жители покинули его из-за постоянного страха перед пиратскими набегами. Наконец, она набрела на заброшенную церковь Екатонтапилиани. Святая Феоктиста прожила тут 35 лет, питаясь дикими растениями и семенами люпина и водой из святого источника, который до сих пор вытекает из-под алтаря. По прошествии 30 с лишним лет такой уединенной жизни на Парос приплыли охотники с соседнего острова Эвбея. Собака одного из охотников обнаружила преподобную, и та рассказала ему историю своей жизни. Чувствуя, что земная жизнь ее близится к концу, она умоляла его привезти какого-нибудь священника, чтобы причаститься Святых Тайн. Когда охотник вернулся, она с благодарностью причастилась Святых Тайн, а через несколько дней он, придя попрощаться, обнаружил, что она уже умерла. Он похоронил ее рядом с часовней, которая носит ее имя, и, веря, что эта женщина была святой, в простоте сердца отделил от ее мощей десницу и взял с собой на корабль. Он присоединился к товарищам, но ничего не рассказал им о Феоктисте, и они поплыли в сторону Эвбеи. Им казалось, что они плывут в открытом море, однако утром обнаружили, что все еще находятся в гавани возле острова Парос. Он недоумевали, спрашивая друг друга, чем могли прогневать Бога. Тогда тот охотник помчался к церкви и положил десницу святой возле ее мощей. Возвратившись на корабль, он предложил товарищам вновь поднять парус. Они так и сделали и на этот раз смогли двинуться в нужном направлении. По пути он рассказал им историю преподобной Феоктисты. Они стали упрекать его и решили вернуться на Парос, но нашли лишь место, где лежали мощи святой, сами же мощи исчезли. Поискав их какое-то время, охотники отплыли на Эвбею. Есть еще одно местное предание, согласно которому семь лет спустя другие охотники приплыли на Парос из Икарии, обнаружили ее мощи и увезли с собой. Они оставили лишь одну косточку ноги святой, и теперь она хранится в храме. Полагают, что преподобная Феоктиста скончалась в 881 году. Христиане Пароса празднуют день ее памяти 9 ноября.

 Монастырь Преображения Господня.   Преподобный Арсений, хотя и не был уроженцем Пароса, прожил здесь почти сорок лет. Он был подвижником и исповедником. Родился в Янине в 1800 году во времена правления тирана Али Паши. Его крестили с именем Афанасий. В возрасте 9 лет он осиротел, и родственники отправили его в православную школу в город Кидония, который находится на берегу Малой Азии. Там на формировании его личности оказал большое влияние иеромонах Григорий (Сарафис), благочестивый, прекрасно образованный учитель греческого языка и богословия. Отец Григорий познакомил Афанасия со старцем Даниилом Солунским, жившим какое-то время в Кидонии в качестве духовника и наставника многих местных христиан. Вскоре старец Даниил стал духовным отцом отрока Афанасия. В 1814 году старец решил отправиться на Святую Гору Афон, и четырнадцатилетний Афанасий поехал с ним. Хотя по Афонской традиции он был еще слишком молод, чтобы поселиться на святой горе, для него было сделано исключение, и он остался жить вместе со своим старцем в небольшой кельи недалеко от Кареи. Он уже имел навыки монашеской жизни и вскоре его постригли с именем Арсений. Старец Даниил надеялся навсегда остаться на Афоне, но через шесть лет ему и Арсению пришлось покинуть Святую Гору из-за того, что они сочувствовали движению Колливадов. Это движение было основано группой Афонских монахов  18-19-ого веков, выступавших за строгое следование православным традициям, частое Причащение Святых Тайн (в те времена в Греции было принято причащаться четыре, а то и менее раз в год). Они занимались умной молитвой. На них смотрели, как на обновленцев, считая, что это движение приведет к нестроениям в церкви, и многие из них вынуждены были уйти с Афона. Старец и его ученик отправились сначала в монастырь Пендели недалеко от Афин, но отец Даниил, будучи прозорливым и предвидя, что вскоре Пендели будет разрушен турками, решил оправиться на остров Парос. Старец Даниил скончался в 1837 году. Во время посещения монастыря святого Георгия игумен отец Илия (Георгиадис) убедил отца Арсения, что Господу угодно, чтобы он поселился на Паросе. Отец Арсений остался и прожил там 37 лет, до самой своей кончины. После долгих лет, проведенных наедине с духовным отцом, отец Арсений оказался в обществе добрых и верных иноков. В 1847 году, в возрасте 47 лет, отец Арсений стал священником. В обязанности отца Арсения входило совершение таинства исповеди в женском монастыре Преображения Господня. Этот труд был весьма нелегким, так как до отца Арсения нравственную атмосферу обители годами разъедал дух внутренней вражды и жестокосердия. Сестры искренне полюбили своего духовника, но истинное покаяние им давалось с трудом. Однажды он ушел из монастыря в отчаянии оттого, что сестры никак не могут примириться друг с другом. Он решил предоставить их самим себе, отказаться быть их духовным отцом. На пути в монастырь святого великомученика Георгия отец Арсений встретился с самим святым Георгием, явившимся ему в образе красивого юноши и пожелавшего знать, почему он покинул монахинь. Не понимая, что перед ним сам Георгий Победоносец, он сказал, что не может больше выносить их поведение, на что святой ответил: «А почему ты не подумал о том, что Господь наш терпит ужасное поведение миллионов людей, даже тех, кто не верует в Него?». Потом святой Георгий показал ему райские обители и темноту и смрад преисподней, после чего сказал, что если он не вернется и не будет духовным отцом этим монахиням, он никогда не увидит Царствия Небесного. Лик юноши просветился, и он исчез. В то же мгновение отец Арсений понял, кто говорил с ним. Он вернулся в монастырь и увидел, что все сестры стоят в храме на коленях и со слезами молят Бога, чтобы отец Арсений вернулся и простил их. Отец Арсений отошел ко Господу 18 января 1877 года. В монастыре, в храме преподобного Арсения Нового находятся его мощи.

 Монастырь в Фапсане. Отец Филофей (Зервакос), замечательный духовный наставник нашего времени, был основателем женского монастыря в Фапсане. Отец Филофей – духовный наследник движения Колливадов, духовный сын святителя Нектария Эгинского. Отец Филофей от юности был избранником Божиим. Работая учителем в сельской школе, он втайне жаждал оставить все ради Христа. И вот однажды ночью он ушел из дома, в буквальном смысле «без мешка и без сумы и без обуви» и пешком отправился искать то, что было ему назначено Богом. Перенося тяжкие лишения, несколько раз сподобился небесного заступления, в том числе дважды спасался от турецкого плена предстательством святого великомученика Димитрия Солунского. Отслужив положенный срок в армии, он принял монашество. Он умер 8 мая 1980 года и был похоронен в женском монастыре в Фапсане, где в наши дни хранятся его мощи и можно увидеть его келью.

  

Алексей Мишин

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели