Детство Иисуса Христа

          После Рождества Христова Иосиф и Мария с  Богомладенцем  были вынуждены  покинуть  Вифлеем.  Правивший в  то  время иудейский царь Ирод, узнав  от волхвов  о рождении  нового  Царя  Иудеи  и  боясь потерять престол, замыслил убить Младенца. На вопрос, почему родившийся Христос не спас Сам Себя от Иродовых убийц, святитель Иоанн Златоуст отвечает: “Если бы Господь со Своего Рождения начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человеком”. А это было очень важно — показать людям, что родившийся Спаситель во всём, кроме греха, подобен им. И все Его будущие страдания, смерть и Воскресение не призрачны. Поэтому люди, следуя за Ним, действительно смогут победить смерть и обрести вечную жизнь. Стоит также особо отметить, что апокрифические евангелия, возникшие в еретических кругах на Востоке и на Западе во 2 и 3 веках, много рассказывают о юности Иисуса, в которых галилейский юноша предстает чудотворцем и мудрецом. В одном из таких повествований мальчик Иисус, которого обидели сверстники, возводит глаза к небу, и обидчики падают мертвыми. Разумеется, что Церковь не могла принять такие фантастические и сказочные версии.

       После смерти Ирода, дойдя до земли Обетованной, Иосиф узнал, что в Иерусалиме и Вифлееме воцарился Архелай — один из сыновей Ирода. Подобно своему отцу, он был кровожаден и жесток. Иосиф побоялся идти туда и направился в пределы Галилейские и поселился в своем родном городе Назарет вместе с Божьей Матерью и маленьким Иисусом, которому было тогда около четырех лет. Детские годы Иисуса прошли в Назарете. Об этих годах мы знаем очень мало. Евангелист Матфей не говорит о них ни слова, а Лука весь период жизни Иисуса до достижения Им двенадцатилетнего возраста умещает в одну фразу: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2, 40).

Чтобы понять, как был воспитан Иисус, Сын Человеческий, необходимо представить жизнь благочестивой семьи среднего достатка из скромного галилейского города. У Иосифа предположительно было шестеро детей от первого брака и, весьма вероятно, что все они жили в одном доме, и что Иисус воспитывался среди Своих сводных братьев и сестер, которые были значительно старше Его.

В Назарете в то время проживало, как полагают, не более пятисот человек. Все знали друг друга и родственников друг друга, что убедительно подтверждается рассказом о посещении Иисусом Назарета уже в зрелом возрасте: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?» (Мф. 13, 54–56). В этом повествовании Иисус назван плотниковым сыном. Это указывает на профессию Иосифа, которой, надо полагать, Иисус тоже овладел. Вполне возможно, что семья Иосифа была единственной семьей в маленьком городе, занимавшейся плотницким ремеслом. Большинство жителей города было вовлечено в сельскохозяйственные работы, и, весьма вероятно, что Иосиф изготавливал для них орудия производства. Так полагал во 2 веке Иустин Философ, писавший об Иисусе: «Его почитали сыном Иосифа плотника, и Он… был принимаем за плотника, ибо Он, живя среди людей, занимался плотничными работами, делал орала и ярма». Употребление Иисусом термина «ярмо» (Мф. 11, 30, греч. ζυγóς, в русском переводе «иго») может служить косвенным подтверждением этого предположения. В то же время следует отметить, что греческое слово τέκτων, которым обозначена профессия Иосифа, означает не только «плотник», но и «строитель»: термин применялся не только к тем, кто работал по дереву, но и к тем, кто строил из дерева или камня. Строительные метафоры нередки в речи Иисуса, и можно предположить, что Он был хорошо знаком со строительным мастерством. Примером могут послужить Его слова о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке (Мф. 7, 24–27). Профессия плотника или строителя предполагала вовлеченность в коммерческую деятельность, поскольку плотники продавали свои изделия, а строители получали плату за свой труд. Иисус был хорошо знаком с законами коммерции, с системой договорных отношений между продавцами и покупателями, заимодавцами и должниками. В Своих поучениях Он неоднократно использовал образы из этой области, в особенности, в притче о двух должниках (Мф. 18, 23–35), о талантах (Мф. 25, 14–30; Лк. 19, 12–27) и многих других. Сельскохозяйственные образы, часто встречающиеся притчах Иисуса, свидетельствуют о том, что Он был хорошо знаком с трудом Своих соплеменников: в Евангелие встречаются и сеятели, и жнецы, и виноградари. С некоторыми ремеслами Иисус мог познакомиться уже в раннем детстве, наблюдая за тем, как трудятся Его соотечественники.

Иисус, как и все дети, играл со сверстниками. В то время дети играли в мяч, в каменные шарики, иудейские дети любили имитировать праздники взрослых, играть в свадьбу, в похороны. В окрестностях Назарета находилась развилка Via Maris или «Приморского пути». Здесь ежедневно проходили длинные торговые караваны, которые направлялись в ближайшую гавань Птолемайс. Назаретские жители выносили что-нибудь в надежде продать караванщикам, дети наблюдали за нарядами и товарами иноземцев и бежали за верблюдами. Еврейские дети с детства были под присмотром родителей. Днем дети играли дома или на дворе, и за ними смотрела мать, вечерами отец усаживал малышей на колени и рассказывал им о древней Истории народа Божия.

Из того, что известно о Галилее времен Иисуса, нельзя с уверенностью утверждать, что в городе, где Он воспитывался, была школа. Во всяком случае, нельзя сомневаться, что первыми учителями Иисуса были Иосиф и Мария, у которых Он был в повиновении (Лк. 2, 51). Возможно, старшие братья Иисуса принимали также участие в Его воспитании и обучении. В чем состояло обучение в галилейской семье времен Иисуса? Прежде всего в изучении Торы- Пятикнижия Моисеева, которое было Священным Писанием для всех евреев и пользовалось непререкаемым авторитетом. Тора была не просто сборником повествований об истории израильского народа: она включала в себя и законы, по которым жил еврейский народ, и нравственные предписания, считавшиеся незыблемыми и обязательными для исполнения. Любой ребенок, воспитывавшийся в еврейской семье, должен был знать Тору. Священное Писание учили совсем не обязательно по письменному тексту. Большинство сверстников Иисуса не умело читать и библейские тексты воспринимали на слух, заучивая их наизусть. Из Евангелия известно, что Иисус умел читать: об этом свидетельствует рассказ о том, как Он проповедовал в назаретской синагоге. Этот рассказ имеется у всех евангелистов, но только святой Лука уточняет, что, войдя в синагогу, Иисус начал читать по книге: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел…» (Лк. 4, 16–24).

Не исключено, что, помимо образования в семье Иисус получил образование и в начальной школе (если таковая была в Назарете) и затем при местной синагоге. Согласно более поздним иудейским источникам, начальную школу мальчики оканчивали в 12-13 лет, после чего наиболее одаренные из них могли поступить на обучение в הםדרשׁ בת bēt ham-miḏraš («дом учения»), где изучали Тору под руководством опытного наставника. Такое обучение, однако, было доступно лишь немногим мальчикам. Сложившейся системы среднего и высшего образования Израиля времен Иисуса не было. Иисус прекрасно знал Ветхий Завет, и с библейскими книгами Он познакомился еще в детстве. В отрочестве главным центром обучения помимо родного дома могла быть для Него местная синагога — та самая, которую Он посетит много лет спустя, уже будучи взрослым. Именно здесь, участвуя в субботних молитвенных собраниях вместе со Своими родителями, отрок Иисус мог слышать слова Священного Писания, присутствовать при обсуждении их взрослыми, впитывать в Себя священные тексты, слова псалмов, молитв и песнопений.

Никакую другую школу, кроме назаретской синагоги, Иисус в отрочестве не посещал. Нет сведений о том, чтобы Он учился у какого-либо известного раввина, или в философской школе, или при Иерусалимском храме. Иудеи, слышавшие Его в храме Иерусалимском, недоумевали: «Как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). Слова «не учившись» указывают на отсутствие у Него формального образования, каким обладали книжники и фарисеи Его времени. Отсутствие формального образования не исключает эпизодических контактов отрока Иисуса с учителями. Один такой эпизод сохранило для нас Евангелие от Луки. Здесь говорится о том, что каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2, 41). Обычай посещать Иерусалим на Пасху был широко распространен, и многие благочестивые евреи ему неуклонно следовали. Сам Иисус сохранял этот обычай до конца Своих дней. Евангелист повествует: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя…» (Лк. 2, 42–52). Об этом эпизоде из жизни Христа евангелист Лука мог узнать только со слов Божьей Матери, которая рассказала ему об этом. В словах евангелиста о том, что все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его, слышен любящий материнский голос, пересказывающий этот эпизод много лет спустя. Тот же голос слышится в эмоциональных словах Матери: «Чадо! Что Ты сделал с нами?» Заключительная фраза повествования «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» также неопровержимо указывает на источник: никто, кроме Матери, не мог сохранить в сердце этот эпизод и слова.

Следует пояснить, что до двенадцати лет Иисус считался мальчиком, поэтому Его оставляли в Назарете с родственниками. В двенадцать же лет мальчик сдавал в синагоге устные экзамены и становился «сыном закона», почти взрослым человеком. Он мог участвовать во всех религиозных церемониях и ходить в паломничества, как и взрослые. Обычно в паломничество отправлялась большая группа людей из окрестных городков и поселков, собиравшихся вместе. Так было безопасней и проще. Впереди шли мужчины, за ними, группой, женщины, и замыкали шествие дети. Вечерами паломники разбредались каждый к своим близким. После ночёвки, с рассветом, продолжали путь. По возвращению домой из Иерусалима после праздника Пасхи Мария с Иосифом увидели, что их Сына нет. Бросились обратно, искали Его на рынках и площадях три дня. В то время потерять ребенка было очень страшно, так как это было время процветающих невольничьих рынков, изощрённых порочных забав восточных богачей и целой индустрии нищенства. Между тем уже в двенадцать лет Он знает о том, что Его Отцом является Бог, и что храм Иерусалимский принадлежит Его Отцу. Трудно предположить, что Мария могла рассказать двенадцатилетнему мальчику о том, что Иосиф не является Его отцом. Слова двенадцатилетнего Иисуса, обращенные к Его родителям и не понятые ими, но сохраненные в сердце Его Матери, свидетельствуют о том, что уже в раннем возрасте Он знал о Своем Богосыновстве.

Стоит также сказать, что с самого раннего возраста мальчиков учили ответственности и серьёзности. Уже в десять-двенадцать лет мальчик сам уходил в поле пасти большое стадо овец, должен был трудиться, зарабатывая хлеб в поте своего лица. Ребёнку никогда не позволяли попрошайничать или что-то продавать, только трудиться, зарабатывать на пропитание и на жизнь своими руками.

          Далее, Иисус появляется в Евангелии от Луки уже тридцатилетним. Между этим эпизодом и появлением Иисуса на берегах Иордана —  восемнадцать лет, которые Лука вмещает в одну фразу: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52). Об этих годах жизни Иисуса ничего неизвестно и можно лишь догадываться, что внешне Его жизнь ничем не отличалась от жизни обычных людей, Его сверстников и соотечественников. По всей видимости, до тридцатилетнего возраста Он продолжал жить в повиновении родителям, плотничать и изучать Священное Писание. Некоторые предания говорят, что Иосиф умер, когда Иисусу было 19 лет. В таком случае на Его плечи рано легла вся тяжесть заботы о семье. Последние сто лет мелькают также сообщения, что Иисус странствовал в этот период по миру, был в Индии и в Тибете. Все это не более, чем выдумки. Ни в Учении Иисуса, ни в Его лексиконе, ни в одном жесте нет ничего неиудейского. Он был настоящим иудеем, плоть от плоти, кровь от крови. Он любил Свой народ, Свою культуру, святыни этого народа. Он любил простых людей, к которым принадлежал Сам и принадлежали Его родители.

Алексей Мишин