Корфу

Святыни острова Корфу

 sobor_spiridona_severo-zapadХрам  святителя Спиридона. Святой Спиридон жил на острове Кипр в 4 веке. За добродетельную жизнь, из простых земледельцев он был поставлен в епископа. Много чудес совершил святой Спиридон при жизни, и ещё больше после своей смерти. Он низводил на землю дождь, прекращал эпидемии, воскрешал мертвых. При своей земной жизни святой Спиридон был другом и сподвижником святителя Николая Чудотворца. Они вместе на Первом Вселенском Соборе защищали Православие от ереси Ария. Один раз в год его святые мощи переоблачают, и всегда бархатные тапочки на его ногах оказываются стоптанными. Святой Спиридон, как и святой Николай Чудотворец очень скор на услышание, особенно в трудных обстоятельствах и тяжелых болезнях, помогает также в работе.

Около храма св. Спиридона находится церковь Пещерной Богородицы.

 Храм святых апостолов Иасона и Сосипатра 12 века. Святые апостолы Иасон и Сосипатр принадлежат к числу семидесяти и почитаются как просветители острова Корфу. О них упоминает и апостол Павел в конце своего Послания к Римлянам: «Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои» (Рим. 16, 21). Возможно, апостол Павел говорит здесь не только о духовном родстве. Мы знаем, что апостол Иасон, как и сам апостол Павел, родился в Тарсе, а апостол Сосипатр, хотя и происходил из Ахайи, вполне мог быть связан корнями с местечком Икониум, находящимся недалеко от Тарса – в свое время он был там епископом.

    После Вознесения Господа, Иасон подвизался епископом в Тарсе, Сосипатр – в Икониуме. Прослужив несколько лет, они выбрали себе приемников и отправились вместе проповедовать Евангелие на остров Корфу. Они построили на Корфу церковь в честь святого первомученика Стефана, после чего приступили к проповеди, обращая жителей острова ко Христу. Правитель острова, Керкилин, бросил их за это в темницу. Вместе с ними в темнице сидели известные воры: Саторнин, Иакисхол, Фаустиан, Иануарий, Марсал, Евфрасий и Маммин. Всех их апостолы обратили в христианство.

          Разгневанный обращением этих воров, Керкилин велел бросить их в кипящую смолу. Таким образом, они стали первомучениками  Корфу. Керкира, дочь правителя, наблюдала из окна, как они бесстрашно переносили мучения. Узнав, что они осуждены за то, что являются христианами, она также объявила себя христианкой и начала раздавать свои драгоценности и богатые одежды бедным.

          Гнев правителя обратился на собственную дочь. Он запер ее одну в темнице с намерением сломить ее волю голодом. Она не отреклась от Христа, и тогда отец приказал сжечь тюрьму до основания вместе с собственной дочерью. Однако, ко всеобщему изумлению, тюрьма сгорела до тла, а девушка осталась жива. Многие жители острова, став свидетелями ее чудесного избавления от смерти, пожелали креститься. В ярости и отчаянии от того, что может сильно пострадать его репутация в глазах языческого Рима, отец приказал привязать ее к дереву и пронзить стрелами. Так предала душу Христу девица Керкира. Возможно, она была первой в истории христианства мученицей царской крови.

      После этого события, новообращенные христиане бежали на соседний остров, чтобы избежать гнева правителя. Находясь в состоянии демонической ярости, Керкилин поклялся преследовать и загнать их, как охотники загоняют диких зверей. Но когда он плыл к острову, его кораблю перевернулся, и он бесславно погиб вместе со своими людьми. Его преемник принял христианство, крестившись с именем Севастиан. Непредвиденная гибель Керкилина избавила святых Иасона и Сосипатра от мученической смерти, и они продолжали служить Церкви Корфу, которая тогда была еще в младенческом состоянии. Существует несколько версий кончины святых Иасона и Сосипатра. По одним сведениям, она была мирной и естественной, по другим – мученической, или мученический венец принял только один из них. Согласно местному преданию и рассказу священника храма святых апостолов Иасона и Сосипатра (он составил современное переложение их жития), святой Иасон мирно почил в 60 году, а святой Сосипатр принял мученический венец незадолго до его смерти. Год его мученической кончины неизвестен; известно лишь, что, перед как его погрузили в котел с кипящей смолой, он поставил свою подпись на каком-то документе – подписался крестом.

В храме находятся мощи святого апостола Иасона, а также сохранились иконы XVI века кисти Эммануила Тзане — яркого представителя Критской школы иконописи. Голова святого апостола Сосипатра хранится в монастыре Осиу Лукас недалеко от Фив. Местонахождение мощей мученицы Керкиры неизвестно.  Память святых Иасона и Сосипатра и Керкиры празднуется 28 апреля.

469_orig Кафедральный собор Богородицы Спилиотиссы. Храм построен в 1577 году и хранит интересные иконы Ионической школы и древние византийские иконы, среди которых выделяется двуликая икона Богородицы XV века, расписанная с обеих сторон.

Храм свят. Николая. В этом храме находятся мощи императрицы Феодоры Константинопольской, которая в 842 году освободила Церковь от ереси иконоборчества. Феодора была женой императора Феофила Иконоборца. Феофил, проникнувшись идеями иконоборчества, издал указ об уничтожении всех икон в своей империи. Несмотря на то, что в 787 году на Седьмом Вселенском Соборе иконоборчество было объявлено ересью, воплотить в жизнь соответствующий догмат до того, как умер Феофил Иконоборец, не удавалось. После его кончины власть перешла к Феодоре как регенту Михаила III, ее несовершеннолетнего сына. Императрица Феодора и святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский,  в 842 году созвали Константинопольский Собор, восстановивший почитание икон как неотъемлемую часть православного благочестия. Эта победа дала начало празднованию дня Торжества Православия, который мы отмечаем в первое воскресенье Великого Поста.

      Сын Феодоры Михаил, повзрослев, проявил то же безжалостное честолюбие, что и его отец: он сослал свою мать и четырех сестер в монастырь Гастрион и принудил их к принятию монашества. Императрица воспользовалась своим вынужденным положением для спасения собственной души. Годы спустя после погребения ее тело было обретено нетленным, а в 1456 году ее мощи перенесли на остров Корфу.

          В храме находятся также частицы мощей священномученика Власия, епископа Армении 4 века. Он родился в Севастии, в юности изучал медицину. Местные жители так любили его за сострадание к больным и бедным, что подали прошение о посвящении его в епископы. После епископского посвящения Власий часто уходил помолиться в пещеру на гору Аргус, и туда к нему даже  приходили дикие звери, привлеченные благодатным теплом его чистой души.

          Имя священномученика Власия встречается во всех древних церковных календарях, а в Европе он считается покровителем чесальщиков овец, а также помогает людям, страдающих болезнями горла.

иконаХрам Живоносный источник в деревне Касьопи. Во времена римского владычества Касьопи была небольшим городом, в котором располагался солдатский гарнизон и храм Кассия Юпитера. После принятия Христианства на развалинах этого храма была построена церковь в честь Божьей Матери.  В этом храме хранится чудотворная икона Богородицы Касьопийской. По типу изображения она является одной из икон, называемых «Неувядаемый Цвет». Строки, написанные Иосифом Песнописцем и вдохновившие художника-иконописца на создание изначального образа, таковы: Цвете неувядаемый, радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное; радуйся, Рождшая благоухание, Единого Царя, радуйся, Неискусобрачная, мирови спасение.  Неизвестно, откуда появилась эта икона, но, возможно, она написана еще в византийские времена периода Палеологов.

          Самое известное чудо по предстательству Божией Матери через эту икону произошло в 1530 году, когда островом правил венецианец Симоне Леоне Балби. Однажды четырнадцатилетний деревенский мальчик по имени Стефан возвращался домой из города Корфу. На окраине города он встретил попутчиков и дальше пошел с ними. По пути им встретились юноши, возвращавшиеся в свою деревню с мешками только что смолотой муки. Попутчики Стефана решили отобрать у них муку. Стефан пытался их отговорить, но они не слушали его. Ограбленные юноши, вернувшись в свою деревню, описали грабителей, причислив к ним и Стефана. Грабители убежали и стали скрываться, а  Стефан, зная, что ни в чем не виноват, продолжал жить по-прежнему. Однако как только он следующий раз пришел в город Корфу, его взяли под стражу как сообщника тех грабителей. Его привели к самому правителю. Стефан уверял, что не виновен, но Балби счел, что он лжет, пытаясь избежать наказания, и признал его виновным. Ему предложили выбрать для себя наказание: лишиться либо правой руки, либо зрения. В ужасном отчаянии он выбрал потерю зрения, и ему вырвали глаза. Его мать с плачем отвела его в церковь святого праведного Лазаря – просить милостыню, чтобы они могли вернуться домой, в свою деревню, но прохожие относились к нему презрительно, как к грабителю, и издевались над ним. Тогда несчастные масть с сыном решили просить милостыни у храма в Касьопи. В церкви они помолились и приложились к иконе, а потом попросили дать им комнату для ночлега. Монах, к которому они обратились, сказал, что человек, отвечавший за гостей, ушел и унес ключи от гостевых комнат и что они могут переночевать в церкви. Мать Стефана, обессилив от горя, уснула, а мальчик лишь время от времени погружался в дремоту из-за страшной боли в глазницах. Посреди ночи он  с криком вскочил, ясно почувствовав, как на его глаза надавливают чьи-то руки. Он разбудил мать и сказал, что погасла лампада. Лампада и правда погасла, но мать ответила: «Сынок, как ты можешь это видеть? Ведь у тебя нет глаз», — и стала плакать и сокрушаться, думая, что сын потерял не только зрение, но и рассудок. Стефан с нетерпением прервал ее и сказал, что все видит. Мать взглянула ему в лицо при свете лампы и увидела, что  у него есть глаза. Раньше глаза у него были карие, а появившиеся  оказались голубыми. Мать и сын закричали и заплакали в великом страхе и радости, прославляя Богородицу. От их криков проснулся монах и пришел посмотреть, почему они так шумят. Он выслушал их рассказ и, внимательно разглядев Стефана, немедленно отправился в город во дворец правителя. Он обвинил Балби в том, что  тот настоял на исполнении несправедливого приговора. Придворные пытались выдворить его, но он не уходил, пока его не выслушали. Балби, узнав о случившимся, сам поехал в Касьопи в сопровождении придворных.

          Хотя Балби лично увидел Стефана, он усомнился в чуде, думая, что это мог быть другой человек или что в действительности он не был ослеплен. Однако на лице Стефана были четко видны специфические повреждения, нанесенные грубым железным инструментом палача. Правитель вернулся в город и с пристрастием расспросил палача. Вырванные глазные яблоки все еще лежали в ведре, куда их бросил палач, и Балби со своими придворными могли убедиться, что цвет их был не голубым, а карим. Правитель послал за Стефаном, и когда тот явился к нему, Балби просил у него прощения. Он попытался в какой-то мере загладить свою вину, компенсировать причиненные страдания подарками и обещанием помощи и содействия в будущем. Потом Стефан вернулся домой, а правитель отправился в Касьопи; там он обновил церковный двор и украсил чудотворную икону Божией Матери.

   Этот случай – не просто восстановление зрения, а создание отсутствовавших глаз – не был беспрецедентным. Святитель Василий Великий в комментарии на Евангелие от Иоанна говорит, что Господь исцеляя слепого, плюнул на землю, скатал глиняные шарики и вложил их в пустые глазницы слепца. Когда тот умылся в купели Силоам, глиняные шарики стали настоящими живыми глазами. Один из авторов, комментировавший чудо в Касьопи, добавляет, что Богородица промыслительно дала Стефану глаза другого цвета, чтобы никто из знавших его не усомнился в истинности чуда.

Монастырь Палеокастрица 13 в. (чуд. икона Божией Матери «Палеокастрица»)

Маленький храм в честь Влахернской Б.М. на Мышином острове (чуд. икона Б.М. Влахернская).

Мон. св. Афанасия. В Монастыре св. Афанасия чудотворных икон нет, там монахини сами расписывают свой монастырь.

 

Алексей Мишин

 

 

 

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели