Метеоры

    Метеоры — удивительное по своей природе и необычности ландшафта место. Здесь, в центре Эллады, на Фессалийской равнине находятся знаменитые метеорские скалы, высотой более 400 метров, на которых и располагались когда-то 24 монастыря 13-14 веков. Сейчас осталось только 6 монастырей — два женских и четыре мужских.

Мужской монастырь Преображения Господня или «Великая Метеора»Великая Метеора по традиции исполняет функцию управления всеми здешними монастырями. Название «Метеора» (что буквально означает «между небом и землей») получила от основа­теля монастыря, преподобного Афанасия, который пришел сюда примерно в 1340 году. Преподобный Афанасий родился в 1302 году в знатной семье в Иматии, в средневековом городе Неа Патра и был крещен с именем Андроник. Он был блестяще образован, чему во многом обязан своим выдающимся интеллектуальным способностям. После без­временной кончины родителей и захвата его родного города ката­лонцами в 1318 году Андроник отправился со своим дядей в Салоники, а потом на Афон, где они надеялись принять монашество. Но Андроник был слишком молод, поэтому ему, согласно афонской традиции, пока нельзя было остаться на Святой Горе. В течение следующих четырнадцати лет он путешествовал по восточной Гре­ции и Криту, знакомясь с христианскими подвижниками, среди которых были такие светила как Григорий Синайский и Даниил Молчальник. Он прилежно изучал опыт тех, кто хорошо раз­бирался в тонкостях подвижнической жизни. В возрасте тридцати лет вернулся на Святую Гору и был принят послушником двумя монахами-пустынниками — Григорием и Моисеем. Вскоре его по­стригли с именем Афанасий. Однако его пребывание на Святой Горе оказалось недолгим. Грабительские набеги турок и политические интриги вынудили Афанасия и его духовного отца Григория покинуть Афон. Какое-то время они жили в Салониках, а потом, по совету сербского епископа Иакова, отправились в Фессалийский скит Стаги, который впослед­ствии стал известен всему миру под названием Метеора. Они обосно­вались на вершине скалы Стилос. Спустя некоторое время Афана­сий, по благословению своего духовного отца, перебрался в пещеру пониже и посвятил всего себя уединенной молитве. Григорий же прожил на вершине Стилос более десяти лет. Его называли «Стилит». В этом монастыре находятся мощи основателей метеорского монашества —святых Афанасия и Иосафа. Здесь же находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Сладкое Лобзание» и «Неувядаемый цвет».

 Женский монастырь святого Стефана.Монастырь святого первомученика Стефана с 1961 года является женской обителью. Ранняя его история почти неизвестна. На скале возле входа высечено имя ИЕРЕМИЯ, а рядом — дата в старом летоисчислении, приблизитель­но соответствующая 1191—1192 годам. Предполагают, что это имя принадлежит первому отшельнику, жившему здесь в пещере на вершине скалы. Основателями монастыря считаются архимандрит Антоний (XV век) и ныне канонизированный настоятель Филофей из местечка Склатэна в районе Трикала. Антоний построил первый каменный храм в честь святого Стефана, а святой Филофей отреставрировал уже существующий храм, выстроил для братии кельи и основал общежительную общину. Настоятель Фи­лофей жил в XVI веке. В 1798 году была построена большая церковь в честь святого первомученика Стефана, главу которого подарил монастырю родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав. Монастырь был тесно связан с правящими домами Румынии, которые с XIV по XVI века щед­ро благотворили ему. В монастыре хранится глава святого Стефана и косточка от запястья святого Харалампия.

   Мужской монастырь святого Варлаама. По преданию, первым на­сельником этой огромной скалы был монах Варлаам, современник преподобного Афанасия. По имени этого монаха монастырь потом и получил свое название. Храм, посвященный Всем Святым, воз­двигли основатели монастыря, которыми, как и в Руссану, были два брата-иеромонаха, преподобные Феофан и Нектарий Аспарас. Они происходили из состоятельной и благородной византийской семьи. Их отец, мать и все три сестры также приняли монашество. Здесь до наших дней сохранилась ручная лебедка, при помощи которой монахи могли спускаться на землю и подниматься обратно в монастырь. Только в 20-х годах прошлого столетия монахи прорубили в скалах ступени для более безопасного подъема в монастырь.

Мужской монастырь святого Николая Утешителя (Анапавсаса). О происхождении монастыря прак­тически ничего не известно. Название Анапфасос является либо именем одного из его основателей, либо искаженной формой слова »анапавоме», что значит «место покоя и отдохновения». Первое упоминание о нем содержится в одном официальном письме от 1392 года. В начале XVI века в монастыре была проведе­на капитальная реконструкция. Святитель Иоанн (Элеймон), мит­рополит Лариссы (1510), проведший здесь последние годы жизни как простой инок, построил церковь святителя Николая. Монастырь известен своими замечательными фресками 15-16 веков, автором которых считается Феофан Критский.

 Мужской монастырь Святой Троицы. Первое упомина­ние о монастыре Пресвятой Троицы содержится в указе Симеона Уресиса Палеолога от 1362 года. Согласно более позднему преданию, монастырь Святой Троицы был основан в 1438 году монахом по имени Диометий, но, кроме имени, о нем больше ничего не известно. Главный храм посвящен Святой Троице. Он был построен в XV веке, как и прочие здания монастыря. В монастырских хрониках говорится, что потребовалось семьдесят лет, чтобы под­нять на вершину материалы, необходимые для строительства. К сожалению, в 1979 году, когда здесь постоянно жили всего не­сколько монахов, древний деревянный иконостас с выполненной вручную резьбой был украден вместе с иконами. Вместо него по­ставили новый иконостас. Второй храм, поменьше, стоит слева от входа. Он посвящен святому Иоанну Предтече. В его основании лежит круг, сверху он увенчан куполом, а само здание храма цели­ком вырублено в скале. На его стенах сохранились древние фрески. Когда-то в этой пещерной часовенке жили отшельники. Этот монастырь хранит в своих стенах стопу святого мученика Трифона.

 Женский монастырь святой Варвары или Руссану. Согласно неподтвержденному преданию, в XIII веке здесь располагался другой, более древний монас­тырь. Современные же постройки, относящиеся к XVI веку, были воздвигнуты на развалинах старой церкви двумя братьями из Янины, выходцами из богатой семьи, иеромонахами Иоасафом и Максимом. Главный храм, посвященный Преображению Господню, распи­сан прекрасными фресками, представляющими критскую иконо­писную школу. Второй небесной покровительницей монастыря все­гда была святая великомученица Варвара, память которой особенно чтут местные христиане.

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели