Салоники

Храмы и монастыри


Храм святого Димитрия Солунского
. В храме находятся мощи св. Димитрия Солунского, мощи св. муч. Анисии, мощи св. Георгия Каллиридиса, митрополита Фессалоникийского. Под алтарной частью храма располагается крипта, куда был заточен святой Димитрий. Рядом находится место, где он принял мученическую смерть.

 Храм Панагии Ахиропиитос. В храме находится список чудотворной иконы Богородицы Надежда Всех Христиан (оригинал самой иконы давно исчез), а также двусторонняя икона Богородицы Ревматократорисса, которую привез из Малой Азии святой Георгий Каллиридис в 1922 году. В храме также находится икона Богородицы Надежда Ненадежных.

Храм Айа София. Церковь Айя София находится в двух кварталах от храма Панагии Ахиропиитос. Конечно, это не та знаменитая Святая София Константинопольская, что была славой и венцом Византии, а теперь является музеем и мечетью в современном городе Стам­буле. Но, как говорят исследователи, Святая София в Салониках была построена в тот же период (527-565 гг.). Первоначально возведённый храм был разрушен ужасным землетрясением 620 года, а ны­нешнее здание существует с середины VII века. Наличие множества общих архитектурных деталей, как в первоначаль­ном варианте, так и в восстановленной в VII веке построй­ке свидетельствует о том, что храм в Салониках создавался по образцу Константинопольского. В любом случае, первоначаль­ный храм был возведен спустя какое-то время после Первого Вселенского Собора 325 года, на котором был принят догмат о божественности Христа. Еще Ветхий Завет говорит о Нем как о «Премудрости Божией, через Которую был сотворен мир» («Пре­мудрость» по-гречески «София»).

Храм построен по плану купольной базилики. Самая древ­няя мозаика (середины VIII века) находится на алтарном своде. На ней изображен большой крест, вписанный в окруж­ность из звезд и монограмм благодетелей и ктиторов храма, Императора Константина VI (780—797), его матери Ирины и митрополита Феофила Солунского. Гигантский купол покрыт великолепной мозаикой IX века, изображающей Возне­сение Господне, а апсида алтаря — столь же прекрасной мозаи­кой XX века «Богородица на Престоле». Со времени падения Салоник и до 1912 года оттоманские захватчики ис­пользовали здание этой церкви как мечеть. В нартексе покоятся мощи святителя Василия Нового из Салоник, исповедника X века.

 Собор Григория Паламы. В одном квартале от берега стоит Митрополичий собор — красивый храм в честь святителя Григория Паламы с мощами этого Святого, который при канонизации был провозглашен «величай­шим из Отцов Церкви». Собор строился с 1891 до 1914 года и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в окку­пированных турками Салониках. После землетрясения 1978 года, когда пришлось заново расписывать храм фресками, под алта­рем обнаружилась потайная крипта, построенная, возможно, как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение (1904—1908 гг.). В наши дни в этой крипте размещается историческая выставка. Мощи святителя Григория покоятся в красивой серебряной раке, под сенью, справа от входа в храм.

 Церковь преподобной Феодоры. В маленьком храме в центре города  покоятся мощи двух самых любимых в Салониках святых — преподобной Феодоры Мироточивой и преподобно­го Давида Солунского. Церковь является частью монастыря преподобной Феодоры Мироточивой. Сначала он носил имя святого Стефана, а после кончины преподобной Феодоры в 892 году его пере­именовали в честь этой Святой. Святая Феодора родилась в 812 году на ост­рове Эгина. В 837 году она поступила в обитель свято­го Стефана, где потом и скончалась. Турки, напав на Салоники в 1430 году, раз­грабили этот храм и выбро­сили из раки мощи препо­добнойФеодоры. Благочестивым христианам удалось их собрать. Во вре­мена турецкого ига храм был известен под названи­ем «Малая Святая София». К сожалению, древние монастыр­ские постройки погибли в пожарах 1890 и 1917 годов. В 1935 году они были возведены заново. В 1957 году здесь возвели второе большое здание, которое сейчас используется для разме­щения православного духовенства, приезжающего сюда погостить. Сам монастырь сейчас не действует. В храме, украшенном прекрасными фресками, пребывают мощи этих святых: справа от входа покоятся мощи пре­подобного Давида, слева —преподобной Феодоры. Над моща­ми находятся фрески со сценами из их житий.

  «Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога» (Деян. 17: 1)

 Апостол Павел проходил эти города, когда шел в Фессалоники во втором путешествии

Монастырь Влатадон в старом городе. На территории монастыря находится древняя часовня св. Павла. Согласно первой версии на этом месте была синагога, где проповедовал апостол Павел «…они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян. 17: 1-4).

Согласно второй здесь стоял дом Иасона, где останавливался апостол Павел и во дворе которого молился «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу» (Деян. 17: 5).

 Район Айос Павлос за стенами Старого города. Самый древний храм стоит на пересечении улиц Кастрон и Леофорос Охи в зеленой зоне, рядом находится часовня, святой источник и пещера, в которой останавливался апостол Павел, покидая Салоники. Согласно преданию, святой источник возник от слез апостола Павла – он ночевал здесь, за городскими стенами, и молился со слезами. Новая церковь возвышается над всей этой местностью, располагаясь за старым парком. В ней хранится часть мощей апостола Павла.

©Алексей Мишин

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели